Как провести результативный урок по литературе?

Говорят, что отличное начало урока – залог успеха! А мы бы к этой истине добавили одно весомое уточнение – залог успеха, как для ученика, так и для учителя. Но что же такое отличное начало урока на самом деле и как добиться его воплощения в реальной жизни в школах? К примеру, на уроках литературы?

Многие опытные педагоги задавались этим вопросом раньше и продолжают им задаваться сейчас, но в том-то все и дело, что никаких особых секретов в подготовке и проведении "волшебных" уроков нет! Существуют лишь правила, следуя которым из каждого академического часа, отведенного на литературу, преподаватели могут и даже должны сделать настоящий "шедевр".

Итак, по порядку.

Во-первых, для успешного достижения поставленной цели (сделать урок литературы результативнее), каждый учитель, на наш взгляд, должен планировать свою личную деятельность и деятельность своих учащихся, четко сформулировав темы, цели и задачи урока. Это аксиома, без которой дальнейшие действия в классе становятся пустой тратой сил и времени. Как для учеников, так и для учителя.

Во-вторых, каждый урок литературы должен строиться увлекательно и конструктивно. А именно – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с собой и одноклассниками.

В-третьих, желательно, чтобы учитель использовал в работе и современную технику, так называемые "компьютерные технологии 21 века". Ведь с помощью электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по литературе. Просмотр военной кинохроники; художественного фильма, снятого по классике, презентация и представление книжных новинок детской литературы – помогут учителю провести действительно интересный и запоминающийся урок.

Как следствие, у ребят появятся и новые результаты – желание читать великие русские произведения классиков, стремление открывать для себя широкий международный мир детской (а потом и взрослой) литературы. У них появятся цели прочитать весомые произведения (скажем, «Дон-Кихота» Сервантеса или «Одиссею» Гомера) в совершенно короткий срок: 3-4 дня, а не за "полгода", как раньше. Ну и наконец, у ребят загорится мечта узнать и о самих писателях что-то новое. Об их нелегком творческом пути, об их детских воспоминаниях, тайн из их личной жизни, о болезнях, о смерти...

Это мы перечислили все то, что касается душевной и духовной стороны рассматриваемого вопроса. А если мы говорим о продуктивности (результативности) уроков литературы еще и в условиях введения ФГОС нового поколения (Федерального государственного образовательного стандарта) – то уроки литературы должны включать в себя и следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагающая включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме "вспомнить → узнать → научиться");
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре и в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Все это в совокупности у непоседливого современного ребенка, прячущего гаджет "под партой" обязательно вызовет заинтересованность литературой.

А если мы говорим об учениках, которым и вовсе предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ по литературе уже в 2017 году – то к такой возрастной категории ребят пора бы всем нам обратить особо пристальное внимание. Помочь им полюбить предмет – наша общая задача!

Образовательный центр «Хочу Знать» к такой ответственной задаче подошел максимально серьезно. Наши талантливые преподаватели готовят школьников к экзаменам по литературе максимально эффективно, с точки зрения заинтересованности детей предметом и пробуждением в них стремления сдать ОГЭ и ЕГЭ на высокий балл.

Наши преподаватели помогают детям посмотреть на безграничный мир литературы совсем по другим углом. Углом восхищения, углом зрелости. Посмотреть на книги аналитическим, оценивающим, осмысленным взглядом.

Создавая мини-группы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе в «Хочу Знать», мы учитывали и возрастные особенности ребят, и их эмоциональный настрой перед уроком. И их склонности к индивидуальной работе или занятия в коллективе, и их багаж знаний, с которым они приходят к нам на первичное тестирование.

Все это помогало и помогает нам готовить учеников к экзаменам максимально эффективно. А каждый урок по литературе соответственно делать ярче, интереснее, результативнее.

За 7 лет существования образовательного центра «Хочу знать», примеров ребят, прошедших обучение у нас и сдавших ОГЭ и ЕГЭ по литературе на самый высокий балл – множество. Приходите и вы за результатами. Всегда будем рады вас видеть!

Записать ребенка на бесплатную профориентацию
Записать